Меню сайта

Овладение ходьбой и её значение в развитии ребенка

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступают на камешки.

Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.

Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.

Избегайте этих фраз в общении с детьми!

Большинство из нас говорят эти фразы детям ежедневно или время от времени, просто потому что мы так привыкли. Они не выглядят такими уж страшными, кроме того часто дают нам быстрый контроль над поведением детей. Но помните, что "послушный ребенок" не равно "счастливый ребенок.
На самом деле следующие фразы являются эмоциональными манипуляциями, они могут снизить самооценку ребенка и иметь негативные эффекты на психику в будущем

1. Фразы с запретом на эмоции, например:
- Не плачь, ты же уже взрослый (ты же мальчик)
- Не ной!
- Ничего страшного!
- Не будь таким неженкой.
Как лучше сказать
"Тебе сейчас так больно и обидно! Я понимаю, почему ты плачешь, хочешь я тебя обниму?"
(Примите чувства ребенка)

2. Стыдящие фразы:
- Не позорься!
- Мне за тебя стыдно
- Ну что ты такой... (непоседливый, шумный и тд)
Как лучше сказать
Ты очень громко кричишь и бегаешь, по правилам здесь нельзя так вести себя, ты можешь помешать другим людям.
(Даже если вам действительно стыдно за поведение ребенка, опишите причину, а не ваши чувства)

3. Наказания с эмоциональной составляющей
- Если так, я не буду тебя любить! (Пожалуйста, никогда не говорите так)
- Я с тобой больше не дружу
- Я ухожу, ты здесь остаешься один!
- Я с тобой не разговариваю, пока ты прощения не попросишь.
- Сейчас же извинись перед мальчиком
Как лучше сказать.
Ты поступил сейчас плохо. Нельзя никого бить! (ломать вещи, обижать друзей и тд). Нам придется сейчас же уйти с площадки домой, сегодня ты больше не будешь играть с друзьями.
(Примените метод последствий)

4. Запугивания
- Сейчас по попе!
- Только попробуй...
- Получишь у меня сейчас! (даже если вы на самом деле никогда не применяете физических наказаний)
Как лучше сказать
Если не перестанешь ломать игрушку, мне придется забрать ее у тебя
(Опишите реальные последствия)

5. Ответственность ребенка за ваше состояние:
- У меня голова раскалывается от твоих криков
- Ты меня с ума сводишь
- Ты так меня довел, что мне пришлось наорать на тебя
- Как я все это терплю..
Как лучше сказать
У меня сегодня очень болит голова (проблемы на работе, ужасное настроение), не мог бы ты разговаривать потише.
(Скажите о своем недомогании, не связывая его с ребенком)

И последнее, но очень важное замечание!

Мало кто из нас никогда не говорил этих или подобных фраз. Не стоит винить себя! Мы всегда можем хотя бы постараться говорить с ребенком сегодня чуть лучше, чем вчера.